За птицей кецаль

ИНДЕЙСКИЕ РЕЛИКВИИ

В Мехико постоянно ощущаешь поступь веков. Это заметил еще В. В. Маяковский:... корявые камни

Мехико-сити прошедшее вышепчут мне.

Если первые следы появления человека на мексиканской земле пока относят к 20-му тысячелетию до н. э., то переход к оседлости, к развитию земледелия, ремесел, искусства, религии в Центральной Мексике начался в середине 1-го тысячелетия до н. э. Первой древнеиндейской цивилизацией в Центральной Мексике считается теотиуаканская с центром в городе Теотиуакан, руины которого сохранились недалеко от Мехико. Точно не установлено, что за народ создал теотиуаканскую культуру, хотя и предполагается, что это были или предки тотонаков, с побережья Мексиканского залива, или предки наука — индейских племен юто-ацтекской языковой группы, которые продвигались с севера в Центральную Мексику на протяжении веков, начиная с рубежа нашей эры. В IXXII веках в Центральной Мексике существовало крупное раннерабовладельческое государство тольтеков,   представителей   наука,   которых  здесь  сменили чичимеки и некоторые другие индейские народы, также сумевшие создать отдельные государственные образования, в том числе и на землях в районе озера Тескоко. Наконец появившиеся в этой зоне приблизительно через столетие после чичимеков ацтеки, также представители наука, создали в XIV веке раннерабовладельческое государство со столицей в Теночтитлане, находившемся на месте нынешнего Мехико.

Вторгшиеся в пределы ацтекского государства в 1519 году испанские конкистадоры разрушили в 1521 году столицу ацтеков Теночтитлан и на том же месте основали столицу Новой Испании, которую назвали Мехико. Понятие «Мехико», как и многие другие географические названия на современной карте страны, имеет прямое отношение к прежним хозяевам этих земель. В Мехико индейская первооснова присутствует по крайней мере в половине названий районов, улиц, окружающих столицу гор и лесов. Яркий пример —с детства знакомое каждому жителю Мехико слово Чапульте-пек. Чапультепек по-ацтекски—«гора стрекоз». Когда вникаешь в некоторые ацтекские названия, рисуются поэтичные образы, навеянные природой. Слово «ацтеки» означает не только «люди из Ацтлана», то есть их легендарной родины, но переводится и так: «люди из страны белого цвета». Есть и такой перевод: Ацтлан—«рядом с цаплями».

Парк Чапультепек — одна из главных древнеиндейских реликвий Мехико — хорош в любое время года. Бродя по его тенистым аллеям среди древних ауэуете (дерева, родственного кипарису), житель шумного многомиллионного города может отдохнуть, прийти в себя, задуматься о жизни и о вечности природы. Одна из аллей так и называется — Проспект философов.

Ауэуете по-ацтекски означает «старец у воды». Это дерево наравне с сейбой считалось священным деревом, предоставлявшим человеку пристанище. Оно росло в долине Мехико. С 1921 года его объявили «национальным деревом» страны.

В этом лесу любил охотиться Моктесума II

Оглавление