За птицей кецаль

В ГОСТЯХ У СИКЕЙРОСА

хотели сказать, какую  информацию передать древнеиндейские художники; другая — как воспринималась мураль тогдашним обществом и вообще какую роль она играла объективно, учитывая при этом, что она в основном была частью интерьеров общественных зданий. И не только это. Многие барельефы, сохранившиеся снаружи строений, по-видимому, были раскрашены.

Это говорит о совмещении скульптуры и росписи и о том, что росписи были частью не только внешней отделки зданий, но и компонентом целых городских ансамблей и в Туле, и в Теотиуакане, и в городах майя. Теперь, какую информацию хотели передать древние художники? Разумеется, религиозно-философскую прежде всего. Однако часто она отражает какое-то историческое событие, например росписи майя в Бонампаке, изображают битвы, пленение врагов. Но все же и этим сценам авторы стремились придать определенный религиозно-философский смысл. Другое дело, как эти мурали воспринимались тогдашним обществом. Конечно, общество, к которому принадлежал автор или авторы, прежде всего воспринимало философскую и символическую суть муралей, не отрицая, конечно, эстетического воздействия.

Но проходили века. На мурали смотрели новые поколения и другие народы и их восприятие уже содержало меньше философского и больше эстетического. Но я далек от мысли, что художники, создавшие мурали в Теотиуакане, Бономпаке, Монте-Альбане, не стремились отразить красоту мира в своих 'произведениях. Перед нами и продуманная композиция изображавшегося, и гамма красок, хотя и поблекших.

Конечно, каждый цвет имел религиозное значение, и все же необычайно красивы сочетания зеленого и бирюзового в росписях в Теотиуакане или голубого и красного в Бономпаке. Как драгоценные камни, художественно обрамленные золотом, являют собой объект большого эмоционального воздействия, так и древние мурали были «драгоценными камнями» в великолепно построенных серых каменных храмах и дворцах. Древнеиндейские росписи не могут не вдохновлять современных мексиканских муралистов, чье творчество обращено к широким массам, порой малограмотным, то есть в значительной степени к индейским массам.

  А место природного фактора?

  Образы природы, пусть трансформированные религиозным, мифологическим мышлением, присутствуют в древних росписях постоянно. Стилизованные звери и птицы в основном мексиканские, а не каких-то арктических широт. Зеленые перья на головах жрецов — это перья кецаль. В раю, изображенном в мурали Теотиуакана, растут мексиканские растения,  ходят  ягуары  и   койоты,   то  есть  боги  живут  в

мексиканском мире природы. Кроме того, в доиспанской живописи нашла свое отражение и земледельческая деятельность, индейцев.

  А каково место природы в мексиканских муралях нашего времени?

 

12[3]45
Оглавление
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
links