За птицей кецаль

САМЫЙ ИНДЕЙСКИЙ ШТАТ

Сам Пабло Мартинес окончил университет в столице, и поэтому, по его словам, относится к обеспеченным слоям оахакского общества. Его приглашают на приемы к губернатору. Основная же индейская масса штата, к сожалению, живет гораздо ниже официального прожиточного минимума.

Хочется добавить к разговору о жизни города одну деталь. На центральной улице нам попался на глаза «мерседес-бенц», на капоте которого «красовался» знак фашистской свастики. Ни в Мехико, ни в других городах мы не встречали столь открыто демонстрируемого символа фашизма. Это было неожиданностью. Хотя такой ли уж неожиданностью? Ведь действуют же в некоторых районах страны, в том числе и в штате Оахака, ультраправые террористические группы вроде «соколов», расправляющиеся с некоторыми неугодными рабочими, крестьянами, общественными лидерами.

Когда утреннее солнце следующего дня осветило долину Оахаки, мы вновь были в пути. До города Охитлана, расположенного на одном из притоков реки Попалоапан, впадающей в Мексиканский залив, от Оахаки около 260 километров. Это местная «глубинка».

Обгоняем идущую цепочкой по дороге крестьянскую семью. Притормаживаем. Дон Пабло, ехавший с нами, заговорил по-сапотекски с главой семьи. Оказывается, эти люди имеют гектар земли в соседней муниципии, но вынуждены искать приработка у богатых общинников. Таких крестьян, бредущих по дорогам в поисках лучшей доли, можно встретить по всей Мексике. В 70-х годах в ряде районов страны крестьяне стали самовольно захватывать земли крупных частных собственников. Правые силы ответили на это репрессиями. В начале 80-х годов на юге Мексики борьба поднялась на новую ступень. Крестьяне штата Оахака воспротивились проведению в жизнь навязанного правительством закона 1980 года о совместном участии в производстве сельскохозяйственных продуктов эхидатариев — членов эхидо (общины) мелких земельных собственников и частных компаний, так как практическое осуществление этого закона вело к разрушению крестьянской общины, к открытой эксплуатации трудящихся деревни частным капиталом.

Крестьянское сопротивление в штате было сломлено войсками. В ряде мест индейские группы начинают идти за Объединенной социалистической партией Мексики. Это характерно для всего Юга. Например, 1 Мая 1983 года в городе Тлапа, в соседнем с Оахакой в штате Герреро, на политический митинг собрались индейцы, чтобы потребовать от правительства мер по улучшению их,положения. Здесь были и миштеки, и наука, и представители других индейских групп. Они пришли из района Монтанья Роха-де-Алкосаука, неся портреты национальных героев Мексики Куаутемока, Идальго, Хуареса, Карденаса и флаги Объединенной социалистической партии Мексики. Корреспондент газеты «Аси эс», органа партии, отмечает, что эти люди надеются на выполнение своих требований, «на свою собственную борьбу и на свою партию, Объединенную социалистическую партию Мексики». Один из лидеров индейских общин, Отон Саласар, заявил на митинге, что отчаянное положение крестьян-индейцев ставит их на грань расовой борьбы, хотя индейцы не имеют ничего против «белого человека» и «единственная надежда, которая у них есть,— это Объединенная социалистическая партия Мексики, которая их организует и понимает». Однако такие целенаправленные действия индейских масс далеко -не всеобщее явление.

Охитлан, в котором живет 16 тысяч чинантеков, расположен на склоне холма на берегу реки Чинантла в окружении тропического леса. Вымощена лишь главная улица. Почта, две-три лавочки, в которых продаются спички, мыло, сигареты, спиртные напитки, «кока-кола» и еще кое-какие немудреные товары.

Оглавление