За птицей кецаль

ЗАГАДКИ ПАЛЕНКЕ

На наружной плите саркофага резцом неизвестного гравера изображены сидящий юноша, большая маска и кукуруза, а в верхней части плиты — птица кецаль. Кроме того, можно различить астрономические знаки и другие древнеиндейские символы, а также различные линии, не поддающиеся расшифровке. Так или иначе линии, обрамляющие человеческую фигуру, напоминают какой-то вытянутый сосуд в разрезе. Ученые высказывают различные точки зрения относительно смысла рисунка на плите саркофага. Многие специалисты в области древней культуры майя полагают, что рисунок дает древнеиндейскую концепцию жизни. Мексиканский археолог и историк Б. де ла Фуэнте считает, что изображенный на плите юноша — символ жизни, маска олицетворяет землю — символ смерти. Кукуруза — символ жизни— служит как бы опорой для кецали — символа неба. Астрономические знаки показывают существующую связь человека   с   космосом,   то   есть   речь   идет   об   аллегории непрерывного процесса жизни и смерти согласно древнемаи-яским представлениям. Крупный знаток культуры майя Ю. В. Кнорозов считает: изображен умерший, лежащий под «райским деревом», фигурирующим в мифологии этого народа.

Другие специалисты-майялоги в Мексике и за ее пределами, а также некоторые писатели-фантасты, в том числе и советский — Александр Казанцев, высказывают мысль о том, что саркофаг сделан в форме ракеты, рисунок плиты — ракета в разрезе и в ней космонавт. Подобная точка зрения, получившая распространение с началом эры полетов человека в космос, была поддержана некоторыми исследователями древнеиндейской архитектуры. В частности, они указывают на форму отдельных древних строений в местечке Тикаль на земле майя в Гватемале. Там есть здание, напоминающее ракету, установленную в исходной для запуска позиции. Сторонники этой точки зрения предлагают переосмыслить многие древнеиндейские мифы о связях людей с космосом.

Будущие исследования древнемайяской культуры должны подтвердить или опровергнуть те или иные предположения в отношении обнаруженного Русом саркофага, пока же «Храм надписей» стал местом паломничества туристов.

С пирамиды «Храма надписей» открывается прекрасный вид на район археологических раскопок Паленке. Впереди справа хорошо видны постройки Дворца, за ним правее — ручей. Как раз здесь обнаружили остатки древнего акведука. Прямо перед нами — несколько храмов. А дальше — гладь равнины.

Человек.и окружающий мир, включая космос,— любимая тема древних художников, скульпторов, зодчих майя. Символы этого мира изображены на фризах, барельефах, росписях. Материальному миру соответствуют одни знаки, духовному — другие. И сегодня для жителей Паленке кукуруза, например, обобщенно символизирует все богатство земли, все производимое человеком, его нелегкий созидательный труд, а кецаль — духовную силу, мир обновления.

12[3]
Оглавление