За птицей кецаль

ДОРОГАМИ ЮКАТАНА

Квадратная площадь с кафедральным собором Сан-Ильдефонсо, славящимся резьбой деревянных ворот, дом семьи Монтехо с изображенными на дверях двумя рыцарями, стоящими на отрубленных головах майяских властителей, непокорившихся испанцам, напоминают о колониальных временах. От поселения майя сохранился лишь его главный сеноте — карстовый колодец, который находится под одним из ресторанчиков на окраине города. В этом заведении всегда много туристов, за дополнительную плату им показывают сеноте, освещаемый прожектором.

Туристов много и во всей Мериде—«туристской столице» Юкатана. Ежедневно аэропорт Мериды принимает самолеты из США, Западной Европы, Латинской Америки, не говоря о самой Мексике, привозя сотни людей, желающих увидеть древнемайяские города. Наибольший интерес вызывает Чи-чен-Ица, находящаяся приблизительно в 120 километрах к востоку от Мериды.

Чичен-Ица — свидетельство художественной и духовной зрелости великой цивилизации. Возникнув в VIII веке, город в XIXII веках был столицей майя-тольтекского государства. Постройки древнего города живописно разбросаны на зеленых лужайках, бывших некогда площадями.

Пирамида Кукулькана (так майя называли Кецалькоатля) увенчана строгим храмом, к которому ведут широкие лестницы, проложенные по центру каждой из четырех сторон пирамиды. Наверху пирамиды был обнаружен тайник с троном в форме ягуара.

Внимание привлекает круглая башня, получившая название «улитка». Действительно, строение напоминает большую улитку. Окна здания, имеющие точные астрономические ориентиры, служили, как считают специалисты, для астрономических наблюдений. Когда-то сквозь них жрецы фиксировали прохождение Солнца, Венеры, Луны. «Ритм времени зачаровывал их,—сказал американский археолог Э. Томпсон,— бесконечное течение дней между вечностью и будущим, между вечностью и прошлым вызывало у них восхищение».

Чичен-Ица означает на языке майя «берег колодца Ица». Здесь и сейчас есть карстовый колодец, считавшийся священным. Дорога к нему начинается в двухстах метрах к северу от пирамиды Кукулькана. Глубина естественного колодца примерно 60 метров, но вода находится на 20— 25 метров ниже его края. В эту большую воронку бросали людей, принося их в жертву богам дождя, туда же кидали и драгоценности. Это делалось, чтобы умилостивить силы природы. Чаще всего в жертву приносились представители социальных низов: рабы, военнопленные, простые общинники. Их жизнями оплачивалось также строительство древних пирамид, дворцов, дорог.

Прошли столетия, но проблема социального неравенства так и не исчезла с юкатанской земли. Как и столетия назад, внизу социальной пирамиды по-прежнему находится крестьянин-майя.

Как же сегодняшние майя относятся к своей истории и древней культуре? Можно совершенно определенно сказать, что они чтут все, что связано с жизнью древних майя. Более того, с начала XX

Оглавление