За птицей кецаль

ОТ ОЗЕРА ЧАПАЛА ДО ОЗЕРА ПАЦКУАРО

А далее опять на исторической сцене возникает фигура Нуньо де Гусмана — основателя Гвадалахары, «прославившегося» своей жестокостью. Явившись на земли тарасков, он потребовал у их правителя большое количество золота, которое, по данным конкистадора, у того имелось. Однако кладовая, где хранилось золото, оказалась почти пустой, и тараски не смогли полностью удовлетворить аппетит алчного Гусмана. В наказание конкистадор приказал казнить их правителя, несмотря на то что он принял христианство. Как выяснилось позднее, золото еще раньше выкрал другой конкистадор, Кристобаль де Олид.

К этим временам восходит одна легенда индейцев пурепече, также обитавших в окрестностях озера Пацкуаро, которая описывает события так. Когда на землях тарасков появились испанские воины, одетые в железные латы, индейцы пурепече во главе со своим вождем ушли в подземное царство бога вод Тлалока, погрузившись в озеро.

Лучи утреннего солнца, проникавшие сквозь легкие облака, весело играли на поверхности озера, где виднелось множество рыбацких лодок, на одно- и двухэтажных домиках с балконами в старо испанском стиле, на стенах старинной церкви. Жители городка шли к заутрене.

Через час стали открываться мастерские по изготовлению знаменитых пацкуарских лаковых изделий, не раз завоевывавших премии на международных выставках. Для производства лаков используется копал — природная смола, образуемая деревом коурбарил. Ствол этого дерева используется индейцами для изготовления каноэ.

Привлекает внимание пестрый, шумный рынок в городе Пацкуаро, где что только ни продается: медные котлы, покрытая глазурью посуда, гитары, лаковые поделки, ну и, конечно, всякая снедь. На рынке торгуют жители прибрежных селений, каждое из которых имеет свой катер, чтобы ездить в главный город. Домой мужчины возвращаются, как правило, навеселе.

Процесс социального расслоения у тарасков затрагивает их жизнь все глубже и глубже. Об этом говорит и внешний облик домов и подсобных помещений, и то, что не все рыбаки имеют свою лодку, многие ее нанимают. Хозяин лодки получает половину улова, а если он сам участвует в ловле, то еще и часть от другой половины.

На набережной Пацкуаро продавали свежую рыбу. Отсюда же хорошо видны были рыбачьи лодки на озере. Рыбу ловили сачками, похожими на больших бабочек, или. же деревянными шестами, заканчивающимися упругим пучком из кусков проволоки.

— Что ловят? — спросили мы стоявшего рядом пожилоготараска с длинной трубкой в зубах, в соломенном сомбреро, в домотканом шерстяном полосатом пончо (у воды быловесьма свежо).

:— Э-э, копуро—«белую рыбу», карпа, иногда форель.

  А этими шестами?

 

Оглавление