За птицей кецаль

КРЕСТЬЯНСКАЯ ДОЛЯ

Жизненные трудности толкают крестьян на рискованное занятие—нелегальное выращивание опийного мака и марихуаны, из которых добывают наркотики, контрабандным способом переправляемые в США. Контрабанда процветает, несмотря на то что на борьбу с ней брошено десять тысяч солдат регулярной мексиканской армии, в распоряжении которых имеются самолеты, вертолеты и суда береговой охраны, несмотря на широкую «химическую войну» против нелегальных крохотных плантаций, находящихся в основном на склонах Восточной и Западной Сьерра-Мадре. Почему же крестьяне идут на такой риск? Да потому, что среднее хозяйство в этих районах получает 400 долларов в год от продажи урожаев бобов и кукурузы, а от плантации опийного мака в 2,5 акра можно получить доход от двух до четырех, тысяч долларов.

Нехватка у крестьян земли, отсутствие доступных для членов крестьянских общин кредитов, непризнание властями профсоюза сельскохозяйственных рабочих, репрессии правых сил против прогрессивных крестьянских лидеров — вот перечень проблем, которые волнуют сегодняшнее крестьянство страны. О них было во весь голос заявлено десятками тысяч крестьян из независимых крестьянских организаций на митинге перед президентским дворцом в столице страны 10 апреля 1984 года, в 65-ю годовщину со дня убийства Эмилиано Сапаты, национального героя Мексики, одного из выдающихся крестьянских вожаков революции 1910— 1917 годов. На этот митинг, в котором приняли участие и рабочие, и учителя, и студенты, крестьяне пришли из различных штатов республики. Выступавшие на митинге говорили о продовольственном кризисе в стране, о неэффективности правительственной аграрной политики, о необходимости борьбы за единство действий мексиканского крестьянства. Подобные акты все чаще организуются как в столице, так и в различных районах страны.

Мы вновь в кафе. Разговорились на темы, навеянные утренним посещением археологических памятников. Нас интересовало отношение древних мексиканцев к окружающей их природе. Нам представлялось, что мышление древних мексиканцев, и в частности теотиуаканцев, эволюционировало от обожествления могучих сил природы на земле до поисков связи земного и космического.

— Хотя теотиуаканцы, а затем тольтеки и ацтеки трепетали  перед божествами, олицетворявшими земные силы воду, землю и тому подобное, все же богам внеземных стихий всегда отдавалось явное предпочтение,— заметил Хосе.

  Тем не менее нам кажется, что все неземное преломлялось через земное. На теотиуаканских росписях, трактовавших космические понятия, изображен даже разрез почвы с прорастающими корешками. Кстати, есть гипотеза о том, что змея обозначала земное, материальное, а птица—небо, небесное.

  А вы согласны,— спрашивает сеньор Флорес,— с такой интерпретацией Кецалькоатля, которая рассматривает его как символ космического происхождения человека?

 

Оглавление