За птицей кецаль

ЛАКАНДОНСКИЙ ЛЕС

Паленке находится на северо-западной окраине Лакандон-ского леса, называющегося так потому, что в его чащах, по берегам реки Усумасинты, в ее верхнем течении, обитают лакандоны, индейская этническая группа, говорящая на диалекте языка майя.

В быту, культуре и религии лакандоны сохранили много древнейших черт. Когда-то они жили оседло, но теперь бродят небольшими группами по этому огромному лесу, переходящему на территорию Гватемалы. Группа обычно состоит из членов одной семьи. За год она пять-шесть раз

меняет жилье, заботясь лишь о каждодневных нуждах. Предводитель группы имеет трех-четырех жен и 15— 20 детей. При встречах двух групп предводители иногда практикуют обмен женщинами навсегда или временно. Непонимание и ссоры в среде лакандонов редки. Они честны, гостеприимны, у них развито чувство собственного достоинства. Лакандоны редко выходят из себя, но уж если это случается, гнев их не имеет границ.

Занимаются лакандоны подсечно-огневым земледелием, охотой, рыбной ловлей. Выращивают кукурузу, картофель, лук, фрукты, табак, который курят с детства.

Живут они на лесных вырубках, а когда покидают расчищенные участки, буйная растительность быстро ликвидирует эти островки. Надо уметь переносить сырость и холод, избегать, встреч с дикими зверями и ядовитыми змеями, пробираться по болотам и в зарослях лиан с острыми шипами.

Одеваются лесные жители в длинные хлопчатобумажные рубахи. По утрам любят есть лесные, так называемые юкатанские цветы, сок которых содержит незначительные дозы наркотика, дневная пища — мясо обезьян и попугаев. Употребляется также дикий мед. Любимый напиток — слегка перебродивший кукурузный сок, в который добавлены пряности.

Лакандоны вымирают. На территории Мексики и Гватемалы их осталось не более 400 человек. Основная причина— изоляция, тяжелые условия жизни, болезни, приобретенная привычка употреблять большое количество алкоголя, покупаемого в поселках сборщиков чикле, а также наркотиков. Последнее зло, как утверждают исследователи быта лакандонов,— результат отступления от издревле принятых среди индейцев восточного Чьяпаса традиционных норм употребления грибов сильного наркотического действия.

Сбором чикле — млечного сока коры дерева сапотильи-обычно занимаются индейцы майя. Чикле используется для производства жевательной резинки и в зубоврачебной практике. Сборщики отправляются в лес в сезон дождей, на несколько недель, когда деревья наливаются соком. Ствол дерева надрезается большим ножом, к надрезу подставляется выдолбленная тыква. В нее стекает чикле.

Труд сборщиков чикле, или чиклерос, как их называют, очень тяжел и опасен: отсутствие пищи, а иногда и питьевой воды нередко приводят чиклерос к гибели. Их семьи живут в небольших поселениях. Женщины выращивают кукурузу, мужчины охотятся на птиц и небольших зверей.

[1]23
Оглавление