За птицей кецаль

МИР МАЙЯ

А не знали ли Вы знаменитого автора «Сокровищ Сьерра-Мадре», «Мексиканской арбы» и «Корабля смерти», выступавшего под псевдонимом Б. Травен? Ведь он долго жил в этих местах, среди индейцев, работал и погонщиком скота, и золотоискателем.

— О, легендарный Травен умер сравнительно недавно. Он знал душу Мексики, изучал древнюю историю майя. Нет, с ним я не был знаком, но горжусь, что над Чьяпасом развеян, согласно завещанию, его прах.

Уже в конце беседы, узнав о нашем желании познакомиться с жизнью индейцев цоцили, сеньор Суньига посоветовал посетить городок Ларраинсар, находящийся приблизительно в 30 километрах от Сан-Кристобаля-де-лас-Касаса.

Цоцили, что значит «люди-летучие мыши», считают себя одной из ветвей древних майя. Предки цоцилей жили в районе, расположенном восточнее нынешнего городка Ларраинсар и оказывали упорное сопротивление ацтекам, а затем испанцам. В 1528 году конкистадор Д. де Масарьегос сумел основать постоянное испанское поселение, а затем и город Сан-Кристобаль. (Добавление «лас-Касас» появилось в названии города почти четыре века спустя в память о защитнике индейцев Бартоломе де Лас Касасе, епископе Чьяпаса в 1544—1550 годах.) В колониальные времена цоцили не раз поднимались на борьбу против испанцев. Восставали они и в последующие века. Особенно широко цоцили участвовали в «войне каст», охватившей южную часть Мексики в 1847— 1901 годах.

Город сохранил черты староиспанской архитектуры: узкие улочки, глухие, без окон, стены домов. Вначале Сан-Кристобаль создавался как испанский опорный пункт во враждебном индейском районе, но постепенно, еще в колониальный период, он превратился по существу в индейский город. Таковым он остается и сейчас.

Национальный   институт   по   делам   индейцев   в   своей деятельности в штате исходит из того, что главный вопрос «индейской проблемы»—экономический. За последние 20— 30 лет   попытка   поднять   уровень  жизни  жителей   района осуществлялась  по двум  направлениям:  индустриализация экономики Сан-Кристобаля-де-лас-Касаса и некоторое техническое оснащение индейского примитивного хозяйства. Так, теперь город после подведения к нему добавочной линии электропередачи снабжается электроэнергией по более низким   ценам,   чем   другие   города  штата.   Это  способствует модернизации  производства.   Институт по делам  индейцев содействует прокладке дорог, улучшению медицинской помощи, организации начального трехгодичного обучения детей, развитию земледелия, животноводства и птицеводства. Институтом решаются вопросы снабжения водой, строительства жилья, общественных бань, парикмахерских.

Однако принимаемые официальными властями штата и страны отдельные меры по улучшению положения индейцев, в том числе наделение безземельных крестьян землей, не могут решить основных проблем. Об этом свидетельствуют марши индейцев в Тустлу-Гутьеррес и в Мехико под лозунгами «Хлеба, работы, земли!».

Именно хлеба, работы, земли требовали участники марша в столицу страны в апреле 1984 года: 600 представителей индейских народностей, групп, проживающих в Чьяпасе,— чамулей, тохолабалей, целталей, цоцилей, мужчин и женщин, стариков и детей прошли более 1300 километров через леса и горы под испепеляющими лучами солнца, под дождем и ветром.

Оглавление