За птицей кецаль

МИР МАЙЯ

Категорически запрещается делать какие-либо снимки в этой муниципии. Нарушители будут строго наказаны». В Чамуле на этот случай есть карцер, который, говорят, редко пустует.

В Чамуле действует культурно-координационный центр, входящий в систему учреждений Национального института по делам индейцев. В центре есть помещения для занятий и общежитие. Он готовит просветителей, работающих среди индейцев цоцили и цельталь. Кандидатуры обычно отбираются из числа способных индейцев, выучившихся в школе испанскому языку, пользующихся в родных деревнях авторитетом и проявляющих склонность к культурно-просветительской деятельности. Одна из самых распространенных форм работы этих пропагандистов культуры — постановки спектаклей кукол, в которых индейцу рекомендуется меньше употреблять алкогольных напитков, в случае болезни обращаться к врачу, а не к знахарю, чаще посылать детей в школу.

Нигде нам не приходилось видеть на индейцах более странной одежды, чем на мужчинах Чамулы,— почти все в одинаковых коротких платьях-рубашках, перехваченных в талии жгутом. А вот в Аматенанго нас поразили костюмы женщин, особенно их блузки — ярко-красные и желтые, расцветкой напоминающие тропических птиц. В этом селении изготовляются популярные традиционные керамические игрушки— миниатюрные изображения броненосцев, муравьедов, крокодилов, ягуаров.

И все же новая жизнь постепенно разрушает традиционные устои цоцилей. Местные гончары теперь делают керамических кенгуру в стиле рисунков знаменитого американского мультипликатора У. Диснея. В Аматенанго, издавна славившемся керамическими изделиями собственных мастеров, теперь все полки посудного магазина забиты пластмассовой посудой. Разоряющиеся семьи гончаров вынуждены поступаться некоторыми своими принципами. Так, по договоренности с туристскими гидами многие женщины-мастерицы, лепящие глиняную посуду (традиционно это женское занятие), теперь позволяют фотографировать себя за работой, получая за это по три доллара.

Представители прогрессивной мексиканской интеллигенции внесли и продолжают вносить большой вклад в дело улучшения жизни мексиканских индейцев. Десятки, сотни медиков и учителей посвятили свою жизнь борьбе за улучшение здравоохранения, борьбе с неграмотностью в самых «темных углах» индейского мира, часто жертвуя собственной карьерой личным счастьем. Образы таких подвижников создала Р. Кастельянос. Среди них образ медицинской сестры Алисии в рассказе «Колесо голодного».

Оглавление