За птицей кецаль

ЭПИЦЕНТР КОНТРАСТОВ СТРАНЫ

Центральные улицы города нередко заполняются рядами манифестантов или бастующих, которые демонстрируют свою солидарность с силами демократии во всем мире. Иногда такие выступления достигают большого накала. Так, в конце 60-х годов здесь была расстреляна войсками студенческая демонстрация. В 70-х — начале 80-х годов город не раз становился ареной массовых выступлений пролетариата, крестьян, студентов, борющихся за улучшение условий жизни, за соблюдение демократии, за прогрессивные преобразования.

Мехико также научный и культурный центр страны. Город пяти академий и восьми университетов, здесь сосредоточены все основные теле- и радиоцентры, издательства, множество театров и музеев. Но такая интеллектуальная и культурная концентрация наносит ущерб остальным районам страны. Если в Федеральном округе доля неграмотных составляет приблизительно 9%, то в штате Пуэбла — около 35%, а в южных штатах Оахака и Чьяпас —более 70%.

И естественно, именно с Мехико связана деятельность большинства лучших представителей мексиканской культуры. Здесь жили начавший в Мексике свой творческий путь знаменитый мексикано-испанский драматург X. Р. Аларкон-и-Мендоса (1580—1639), поэтесса-философ И. X. де ла Крус (1648—1695), Д. Ривера, X. К. Ороско и Д. А. Сикейрос, химик А. М. дель Рио, открывший ванадий, композитор К. Чавес. Здесь творят известные во всем мире архитектор П. Рамирес Васкес, кардиолог И. Чавес, писатель К. Фуэнтес.

Некоторая загадочность, свойственная Мексике, присуща и столице. В Мехико, как заметил мексиканский журналист Луис де ла Хаба, за каждым углом скрывается что-нибудь удивительное, чудесное. Это или необыкновенный фасад в стиле барокко, или заросший зеленью внутренний дворик, увиденный через приоткрытые деревянные ворота, или уличные кафе с дразнящими запахами мексиканской кухни, или лавочка, полная изделий народных умельцев. Ну и, конечно, чудом надо считать мексиканские народные песни, которые можно услышать и в таверне, и в саду, и ночью у балкона какого-нибудь дома. Мексиканец предпочитает родную мелодию, хотя только в Мехико и Федеральном округе действуют 12 радиостанций, которые почти все время транслируют североамериканскую музыку.

Но есть в Мехико часть населения, которой почти неведомо веселье,—это индейцы.

Темнота, неграмотность и забитость индейских масс толкают их в объятия церкви. Обездоленным в жизни людям остается надеяться лишь на чудо. Они ищут утешения у покровительницы индейцев — святой богоматери Гвадалупе. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить площадь у знаменитого храма Гвадалупе на северной окраине столицы. Здесь всегда много народа, а в день этой святой, 9 декабря, людьми запружены все окрестные кварталы. В большинстве своем это индейцы, живущие в городе и пригородах. Преобладают женщины в окружении множества детей. Все хотят войти в храм и попросить святую о помощи, о покровительстве, о работе, о жилье, о том, чтобы не болели дети. Последние 100 метров до входа в храм многие верующие ползут на коленях.

123[4]5
Оглавление