За птицей кецаль

В ГОСТЯХ У СИКЕЙРОСА

. К. Ороско и Д. Риверы.

Динамика борьбы — смысловой стержень творчества Сикейроса. Даже в мексиканских пейзажах, написанных им, отмечает советский искусствовед И. А. Каретникова, чувствуется энергия борьбы. «В пространстве, создаваемом художником, сливаются, рушатся и клубятся горы, облака, груды земли».

Журналист В. И. Чичков, не раз встречавшийся с Сикей-росом, писал, что как-то художник сказал, что ему «сослужило службу» искусство древних обитателей Мексики, но одновременно помогли и все достижения мировой культуры. Сикейрос отметил: одной эмоциональности в живописи мало; в ней переплетаются эмоциональность и наука; надо обязательно знать законы химии, законы перспективы, надо знать характер зрителя.

В живописи Сикейрос был не только выразителем революционных идей, но и новатором в средствах и методах изображения. Художник изобрел грунт, соединяющийся с бетоном, пользовался для нанесения краски кроме кисти и воздушным пистолетом-аэрографом, применял пироксилин в качестве краски, не подверженной воздействиям внешних температур.

В своем творчестве Сикейрос искал пути к тому, чтобы зритель мог себя чувствовать как бы участником событий, изображенных художником. Именно Сикейрос первым среди современных мексиканских монументалистов стал расписывать не только внутренние, но и внешние стены зданий, взяв саму идею у древнеиндейских художников.

Сикейрос, человек и художник,—само воплощение Мексики древней, сегодняшней и будущей, которую он чаще воспринимал в таких оптимистических, живых цветах, как оранжевый и зеленый, преобладающих в росписях «Полифорума».

У нас образ Сикейроса всегда будет ассоциироваться с мексиканским «краем вечной весны», непреходящими ценностями индейского мира, многогранностью современной мексиканской жизни.

 

1234[5]
Оглавление