За птицей кецаль

АТЛАНТЫ» ХРАНЯТ МОЛЧАНИЕ

Загадочными для исследователей культур Мезоамерики предстают и фигуры так называемых чакмоолей. Одна из них сохранилась в центре большой площади. Это изображение полулежащей человеческой фигуры, держащей на груди что-то вроде блюда. Голова весьма странно повернута, и ее взгляд, как и у «атлантов«, уходит ввысь.

Чакмооли обнаружены в разных районах Мексики. Есть предположение, что «блюдо» служило для приема подношений— сосудов с пульке или человеческой кровью, а сами чакмооли изображают «божественных посланцев»; по другому предположению чакмооли — боги дождя; некоторые ученые видят в чакмоолях стражей храмов.

Северная и восточная стороны пирамиды Кецалькоатля украшены резьбой по камню. Видны изображения пернатой змеи, орлов, урубу. (американского ястреба), койотов, ягуаров. К южной стороне примыкает дворик, прямоугольные пилястры которого тоже богато украшены барельефами, на которых изображена процессия воинов и жрецов, а также красно-синие пернатые змеи, символизирующие небо.

Сохранившиеся фрагменты восточной стороны пирамиды имеют каменную платформу, где, по-видимому, находился дворец жреца. К западной и южной сторонам подходит площадка для игры в мяч. Обнаружено и еще одно игровое поле. Площадки имели форму буквы «Т». В каучуковый мяч играли две команды, загоняя его в висящие на стене кольца.

Игра в мяч, получившая в Мексике уже в ту эпоху большое распространение, сохранилась в штате Наярит до наших дней почти в том же виде. Во всех крупных городах доколумбовой эпохи знали эту игру, кроме Теотиуакана.

На восточной стороне главной площади видны остатки разрушенного и сожженного главного храма. Может, это и не результат нашествия чичимеков? Есть же предания о восстаниях тольтекских бедняков.

В Туле обнаружены и жилища простых обитателей тольтекской столицы. Они представляют собой весьма неудобные дома с узкими коридорами, но опять же с внутренними двориками, источниками воды и системой ее отвода.

Служитель археологической зоны, узнав, что мы из Советского Союза, посоветовал нам добраться до соседней деревушки, где мы могли бы встретиться с интересным человеком, и вызвался нас проводить.

Минут через сорок мы уже были в селении индейцев отоми. В одеждах жителей преобладает белый цвет. На женщинах — длинные холщовые юбки, на мужчинах — схваченные тесемкой у щиколотки или у колена широкие штаны. Почти все мужчины в соломенных шляпах. Кто босиком, кто в сандалиях.

Среди деревьев разбросаны домики из необожженного кирпича, иногда обнесенные рядами камней или «частоколом» кактусов. Наш добровольный гид подводит нас к дому, на завалинке которого индеец с самодельной сигарой во рту плетет корзину. Тень от полей сомбреро падает ему на глаза.

Оглавление