За птицей кецаль

АТЛАНТЫ» ХРАНЯТ МОЛЧАНИЕ

После церемонии знакомства узнаем, что этот пожилой человек, работавший на раскопках в Туле, разговаривал с советским послом К. А. Уманским, приезжавшим сюда в 1944 году.

— О чем же вы разговаривали? — поинтересовались мы. Докурив   сигару  до   половины   и   выбросив  оставшуюся

часть, как традиционно делают индейцы, собеседник ответил:

— А о том, как хорошо сделаны каменные фигуры. Они тогда еще лежали на земле, о том, знаем мы или нет, кто сделал пирамиды.

Нам было приятно услышать, что здесь, в затерявшейся в центре Мексики индейской деревушке, сохраняется память о представителе нашей страны, о котором в Мексике в различных слоях общества говорят с большим уважением.

На обратном пути в Мехико на нас обрушился страшный ливень. Казалось, что машины плывут по морю. Можно представить, что делалось в период дождей в районе города Мехико, пока не был прорыт (в 1900 году) Большой канал, соединивший озеро Тескоко с системой рек Тула— Моктесума — Пануко. В этот канал посредством труб, проложенных под столицей, выводятся воды рек долины Мехико.

Но как часто бывает, пока решалась одна проблема, возникла другая, в данном случае — проблема охраны природы. Этот канал собирает сточные и грязные воды долины Мехико и выливает их в реку Тула, которая сейчас и без того загрязняется отходами промышленных предприятий города Тулы. И эта новая проблема еще не решена.

А дождь все лил. Пришлось резко сбросить скорость. Когда на дорожном указателе мы увидели надпись «Тепоц-тлан, до Мехико 19 километров», стихия, наконец, почти успокоилась.

На протяжении почти трех веков вплоть до 1914 года Тепоцтлан был одним из основных пристанищ иезуитов в Мексике. Здесь еще в XVI веке иезуиты создали для монахов школу по изучению местных языков, чтобы быстрее обратить в католическую веру непокорных индейцев. Однако даже в этом городке индейцы сохранили много элементов древних верований и культов. Католицизм, несмотря на свою мощь в прошлом, так и не смог покончить с доколумбовыми верованиями индейцев.

Солнце уже начинало садиться. На розовом небе возникли серые силуэты высотных домов Мехико, вид которых сразу вернул нас в XX век. Ну а разве пирамиды Теотиуакана и Тулы не Мексика XX века? Да, это действительно великие и непреходящие духовные ценности мексиканского народа. Но, как заметил мексиканский писатель К. Фуэнтес: «Мексика должна достичь- самобытности, двигаясь вперед, она не найдет ее позади». И с ним трудно не согласиться.

 

Оглавление