За птицей кецаль

ПРЕДИСЛОВИЕ Перед вами, читатель, книга советских авторов о далекой латиноамериканской стране Мексике…..

В различных планах и программах социально-экономического развития Мексики, в том числе на 1983— 1988 годы и на более далекую перспективу, отмечается жизненная необходимость проведения такой региональной политики, которая бы смягчила давление столицы на все сферы жизни страны. В частности, выбрано 40 городов для размещения нового промышленного строительства и создания крупных индустриальных комплексов, в том числе в портовых центрах. Это способствовало бы некоторому улучшению размещения производительных сил.

Во время поездок по стране авторы посетили территории, издавна заселенные коренными жителями Мексики — индейцами. Их древней культуре посвящено немало страниц книги.

В мексиканской нации очень трудно выделить индейский элемент в «чистом виде». Также затруднительно определить численность индейского населения Мексики, даже по данным переписей, так как, по переписи, к индейцам относят всех тех, кто не владеет испанским языком. В жилах большинства мексиканцев течет хотя бы немного крови индейских предков. По численности же в стране преобладают метисы.

Колонизация территории современной Мексики сопровождалась массовым истреблением индейцев. По некоторым оценкам, за первые сто лет колонизации их численность сократилась с 25 до 1 миллиона человек. Выдающийся русский географ А. И. Воейков, посетивший Мексику в 70-х годах прошлого века, отмечал, что в районе Соконуско в доколониальное время проживало в 30 раз больше индейцев. Известно, что к началу XX века в Мексике, по официальным данным, было несколько менее двух миллионов индейцев.

Какова же современная численность индейского населения в Мексике? За 1900—1970 годы оно увеличилось примерно на 50%, тогда как все население страны за это же время выросло в 4 раза. По оценке выдающегося мексиканского этнографа и антрополога Гонсало Агирре Бельтрана, в 1970 году в Мексике было 3,1 миллиона индейцев, говоривших на одном из 204 живых индейских языков. По данным 1980 года, 5,2 миллиона мексиканцев говорили на одном из индейских языков или диалектов.

Характерно при этом, что доля лиц, говорящих на одном из индейских языков, и масштабы метисации потомков коренного населения во многом определяются близостью той или иной индейской общины к городам, уровнем распространения городских форм жизни. Например, по переписи 1970 года, в «индейском» штате Оахака на одном из индейских языков близ главного города этого штата говорило всего 0,3% населения, а в более отдаленной и изолированной общине Тлаколула—почти 15% всех жителей. Сложные проблемы индейского населения Мексики, несомненно, имеют не столько этнический и этнокультурный, сколько социально-экономический характер. Примерно 72% индейского населения занято в сельском хозяйстве, причем именно среди индейцев особенно много безземельных крестьян и бесправных сельскохозяйственных рабочих. В штате Чьяпас, например, около 3/4 взрослого населения из горных общин вынуждены ежегодно наниматься сезонными рабочими на плантации, расположенные в высотном поясе «жаркая земля». Это также связано с тем, что в самих индейских общинах происходит всячески стимулируемый государством процесс социальной и классовой дифференциации, выделяются зажиточные землевладельцы, торговцы, ростовщики, скупщики сельскохозяйственной продукции, владельцы грузовиков и другие представители новой элиты. Вопреки аграрному законодательству они скупают земли бедных индейцев, способствуют захвату общинных земель крупными землевладельцами. К тому же в индейских общинах сохраняется особенно значительная раздробленность землевладения и землепользования. При этом нередко мельчайшие наделы еще более дробятся на клочки в горах, на склонах, у водотоков вблизи подножий гор.

Оглавление