За птицей кецаль

МЕХИКО: СЕГОДНЯШНИЙ

В подзорную трубу можно увидеть идущую с севера на юг почти тридцатикилометровую авениду Инсурхентес, одну из наиболее важных магистралей города. Вырываясь из торговых кварталов центра, она как стрела пронзает респектабельные аристократические районы со старинными особняками и садами, скрытыми за каменными заборами, подходит к городку Автономного университета, а затем, уже петляя, подбирается к Олимпийской деревне. Инсурхентес—напряженная транспортная магистраль, а в дни боя быков или большого футбола на ней творится что-то невообразимое: на крышах переполненных автобусов устраивается по 30—40 молодых людей.

Восточный сектор начинается от самого центра старого города—площади Сокало, вдали виднеется международный аэропорт, а еще дальше, в дымке, теряются массивы слившегося со столицей города Нецауалькойотля и юго-западная часть озера Тескоко.

Отремонтированные старинные дворцы в центре города сейчас занимают государственные учреждения, а старые и довольно ветхие жилые дома сдаются владельцами под квартиры тысячам семей трудящихся. Первые этажи зданий здесь заняты магазинами, лавками, конторами.

Латиноамериканская башня стоит как бы на стыке границ Мехико колониального и Мехико, построенного уже после получения страной независимости.

Чем же, на наш взгляд, привлекателен Мехико для иностранца, желающего составить более или менее полное представление о столице страны? Прежде всего это памятники ацтекской и колониальной эпохи, парк Чапультепек, замок Чапультепек — бывшая резиденция испанских вице-королей и президентов Мексики, музей «Анауакальи» с коллекцией предметов древнемексиканских культур, собранной Д. Риве-рой, Музей современного искусства, павильон «Полифорум» с круговой панорамой «Марш человечества», созданной Д. А. Сикейросом, Дворец изящных искусств, арены для боя быков, соревнований наездников «чаррос», базары.

Знаменитый немецкий путешественник и натуралист А. Гумбольдт, посетивший Мехико в начале XIX века, назвал его «городом дворцов». Сейчас это старая часть города — узкие улицы с кварталами бывших резиденций аристократических семей. Многие из этих домов напоминают дворцы грандов средневековых городов Испании. Но одновременно почти каждое здание несет на себе и черты складывавшейся после испанской конкисты культуры. Собственно мексиканская культура рождалась из органического переплетения культуры испанской и индейской. Это нашло отражение в облике и Национального дворца на Сокало, и дворца Сан-Матео де Вальпараисо, и прежде всего в облике грандиозного главного собора города, расположенного также на Сокало, который можно считать колыбелью мексиканской архитектуры и градостроительства. Кстати, разбивка Сокало была осуществлена на месте ритуальной площади столицы древне-ацтекского государства города Теночтитлана, ибо в первоначальной застройке Мехико последовательно проводилась идея торжества испанцев над этим индейским народом. Современное здание Национального дворца представляет собой реконструированный дворец завоевателя Мексики Кортеса, построенный в свою очередь на месте дворца древне-ацтекского правителя Моктесумы!.

Среди памятников архитектуры конца XIX — начала XX

Оглавление