За птицей кецаль

ИНДЕЙСКИЕ РЕЛИКВИИ

К приходу ацтеков на озеро Тескоко все земли, включая и облюбованный ими остров, были уже поделены между прибрежными городами-государствами. Только признав верховную власть правителя города Аскапоцалько, ацтеки смогли поселиться на острове, основав поселение Тлателолко. Столица же их Теночтитлан была основана позднее, в 1325 году (в нее вошло и Тлателолко). По-видимому, название столицы происходит от имени уже упоминавшегося ацтекского предводителя Теноча.

Первой постройкой города стал скромный храм в честь божества племени. Жертвенник ацтеки решили покрыть человеческой кровью в знак признательности богу, который, согласно их легендам, питался человеческими сердцами. Сущность древнемексиканских представлений о человеческой жизни заключалась в том, что люди на земле могут существовать, только имея связь с некой космической душой, для пополнения энергии которой требуется человеческая кровь. Обсидиановым ножом они рассекали грудную полость и вырывали из нее сердце. Известный мексиканский поэт и писатель Октавио Пас так интерпретирует этот обряд: «Для ацтеков смерть — наиболее полное участие в мироздании, в постоянном регенерировании творческих сил, которым угрожало угасание, если в жертву не будет принесена священная пища — кровь». Однако в дальнейшем обряд человеческих жертвоприношений, который был перенят, по-видимому, от живших на западе тарасков, ацтекские правители и жрецы использовали как один из инструментов своей экспансии сначала в долине Мехико, а затем за ее пределами.

Не зная о. древнемексиканском представлении о жизни и смерти, как о постоянно идущем процессе гибели и обновления, трудно понять и отношение сегодняшних мексиканцев к традиционному празднику Дню мертвых—дню поминовения усопших. Как ни странно, но это действительно праздник. В нем выразилось иное отношение к смерти, чем в Европе или на Востоке. Отмечают его ежегодно 2 ноября. Уже накануне ни одна газета не выходит без юмористических подписей к рисункам скелетов и черепов — в таком виде изображают известных политических и государственных деятелей. Дети рисуют мелом на асфальте и в школе на классной доске своих родителей и учителей тоже в виде скелетов. Во всех кондитерских продаются сладости в форме черепов и скелетов. Жилища украшаются цветами, в красный угол ставят изображения святых. Обеденная трапеза 2 ноября также должна быть праздничной. Вечером каждая семья отправляется на кладбище и с горящими свечами в руках садится вокруг могил своих умерших близких родственников. Но грусти в этой процедуре нет. В какой-то мере такое отношение к жизни и смерти содействовало принятию мексиканцами корриды — национального испанского зрелища, привнесенного на землю Мексики.

В первые годы существования Теночтитлана из-за нехватки свободной площади ацтеки делали подобие плотов, засыпали их землей и превращали в плавучие огороды «чинампас».  Жильем  служили  хижины  из  осоки  и других

добывалось в озере и по его берегам. Одним из основных материалов для изготовления различных инструментов и утвари был вулканический камень обсидиан.

Раннерабовладельческое государство у ацтеков существовало с конца XIV века. Удачные войны с соседями, а также политические и брачные союзы правителей позволили ацтекам к середине XV века стать хозяевами долины Мехико.

Оглавление